программа АБВГДейка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 6
города Калуги
Принята
педагогическим советом
МБДОУ №6
протокол от 30.08.2024г. № 1

Утверждена
Приказом МБДОУ №6
от 30.08.2024г.№ 145/01-16

Дополнительная общеразвивающая программа
дошкольного образования
МБДОУ № 6 г.Калуги
«АБВГДейка»

г. Калуга, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Примерных требований к программам дополнительного
образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной
политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844, Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН
1.2.3685-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие
требования к воспитанию, обучению и развитию, неуклонно растёт объём
знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не
механическим, а осмысленным. Известный психолог Выгодский Л.С. считал,
что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за
собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении,
педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять
его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых
возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой
чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще
не миновал.
Д. К. Ушинский, работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметил,
что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание
научиться читать. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу
по развитию фонематического восприятия через знакомство с буквой как
графического образа звука. А значит, послужит благоприятной почвой для
овладения элементарным навыкам чтения в старшем дошкольном возрасте.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой
одаренности" детей 4-5 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости
дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при
обучении грамоте.
Актуальность программы.
Содержание занятий соответствует социальному заказу родителей и
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и
знакомит с первоначальными элементами грамоты через ознакомление с
буквой как графического образа звука.

Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа
через ознакомление с буквой в игровой форме.
Задачи:
Личностные:
• Развивать познавательный интерес к букве, к звуку, который она
обозначает.
• Воспитывать доброе отношение друг к другу с положительным
настроем на занятие
Предметные:
•
•
•
•
•
•

Развитие фонематического восприятия
Знакомство с буквами русского алфавита
Развитие речи
Развитие элементарных навыков звукового анализа
Развитие конструктивной деятельности
Развитие графо-моторных навыков

Мета -предметные:
Развитие навыков самоконтроля
Планируемые результаты
Личностные
• Возрастание познавательной мотивации
• Положительное отношение к занятиям, другим детям, педагогу
• Проявление интереса к познавательной и речевой деятельности
Предметные
•
•
•
•
•
•

Расширение словарного запаса
Совершенствование навыков фонематического восприятия
Совершенствование навыков звукового анализа
Совершенствование конструктивного праксиса
Совершенствование зрительного гнозиса
Более развитые высшие психические функции (объем зрительной и
слуховой памяти, произвольное внимание, наглядно-образное)
• Улучшение графо-моторных навыков
Мета-предметные
Возросшие навыки самоконтроля

Форма подведения итогов дополнительной программы «Занимательная
азбука» – наблюдение за детьми, проводятся выполнения контрольных
упражнений, показательное занятие для родителей в конце учебного года .
Адресат программы – дети 5-7 лет
Срок реализации – 1 учебный год
Количество занятий – 2 раза в неделю по 25 мин. (старшая группа)
– 2 раза в неделю по 30 мин. (подготовительная группа)
Итог реализации дополнительной программы «АБВГДейка» –
показательное занятие для родителей в конце учебного года.
Форма организации - занятие проводится группой до 15 человек
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю не более 30 мин., 8 занятий в месяц.
Каждая тема рассчитана на два занятия, что помогает ребенку постепенному
закреплению материала.
Общее количество занятий в год – 64 часа
По содержанию программа имеет направленность –социальнопедагогическую
По уровню усвоения программа является – углубленной
По целевой установке: модифицированная
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Программа в занимательной форме знакомит детей с буквами русского
алфавита, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые
помогут детям эффективнее запомнить графический образ буквы, а так же
способствуют развитию мелкой моторики, графо-моторных навыков и
зрительно- двигательной координации.
Реализация программы дополнительного образования «АБВГДейка»
способствует развитию у воспитанников дошкольного учреждения
фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных
артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению
представлений обо всех буквах русского алфавита.
Каждое занятие программы включает в себя несколько этапов:
Знакомство с символом звука

Знакомство с буквой (педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне
ладони, а ребенок, называет эту букву);
Стихотворение про букву, на какие предметы окружающего мира похожа.
Развитие фонематических процессов, фонематического анализа и синтеза
(игра «Ловишки» - хлопнуть в ладоши, если услышишь в слоге, слове
заданный звук); найти картинку, в названии которой есть данный звук;
показать фишками кол-во звуков);
Физкультминутка
Развитие графо-моторных навыков (прописывание печатной буквы в тетради;
конструирование буквы из различных материалов, рисование буквы на
световой песочнице).
Раскрашивание картинок, начинающихся на изучаемую букву.
Итог занятия.
Используемые приемы закрепления образа буквы:
Обведение по контуру печатной буквы в тетради;
выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе;
игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из
мешочка и называть их;
педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок,
называет эту букву;
нахождение заданной буквы среди других букв;
выкладывание букв из счетных палочек, синельных палочек.
Используемые приемы по развитию фонематического слуха и
восприятия:
- «собрать» в ладошку слова на заданную букву;
- определять первый звук в слове

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ БУКВ.
Месяц
Октябрь

Тема занятия
Буква А

Закрепление буквы А
Буква У

Закрепление буквы У

Цель занятия
Знакомство с символом звука А (Аня
плачет), знакомство с буквой А,
конструирование буквы А, игра на
развитие слухового внимания.
Совершенствование тонкой моторики
пальцев рук дошкольников.
Знакомство с символом звука У
(пароход гудит), знакомство с буквой У,
конструирование буквы У.
Формирование
у
детей
стойких
представлений о букве «У».

Практические задания
демонстрация картинок на звук А.
Динамическая пауза, аппликация буквы А,
Раскрашивание буквы А.
Учим четверостишие про букву А
Раскрашивание картинок на букву У. Д\И
«Найди картинку на букву У».
Обведение буквы У по точкам,
раскрашивание картинок на звук У.
Заучивание стихотворения про букву У.

Буква О

Закрепление буквы О

Буква И
Закрепление буквы И

Знакомство с символом звука О (Оля
охает), знакомство с буквой О.
Совершенствование артикуляционной
моторики.
Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Формирование стойких представлений
о букве О.
Знакомство с символом звука И (зайка
смеётся), знакомство с буквой И.
Совершенствование артикуляционной
моторики, развитие интонационной

Рассматривание картинок на букву О.
Лепка буквы О.
Раскрашивание буквы О.
Заучивание стихотворения про букву О.

Конструирование буквы И из бумаги.
Аппликация буквы.
Заучивание стихотворения про букву И.
Раскрашивание буквы И.

ноябрь

Буква Т

Закрепление буквы Т
Буква П
Закрепление буквы П
Буква Н

стороны речи.
Знакомство с символом звука Т
(вагончик
стучит
по
рельсам),
знакомство с буквой Т. Развитие
мелкой моторики.
Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Знакомство с символом звука П (чайник
пыхтит), знакомство с буквой П.
Развитие мелкой моторики рук.
Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.

Знакомство с символом звука Н (Нина
ноет), знакомство с буквой Н.
Закрепление буквы Н Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Формирование стойких представлений
о букве Н.
Буква М
Знакомство с символом звука М (корова
мычит), знакомство с буквой М.
Закрепление буквы М Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Учить правильно произносить буквы.
декабрь

Буква К

Рассматривание картинок на букву Т.
Лепка буквы Т.

обведение буквы Т по точкам,
раскрашивание картинок на звук Т.
Раскрашивание буквы П.
Рассматривание картинок на букву П.
Разучивание стихотворения про букву П.
Аппликация буквы П.
Лепка буквы Н.
Рассматривание картинок на букву Н.
Обведем букву по точкам.
Раскрашивание буквы Н.
Заучивание стихотворения про букву Н.
Раскрашивание буквы.
Картинки на букву М.
Разучивание стихотворения про букву М.
Обведение
буквы
по
точкам,
раскрашивание картинки на это букву.

Знакомство с символом звука К (Коля Аппликация буквы К.
кашляет), знакомство с буквой К.
Рассматривание картинок на букву К.

Закрепление буквы К

январь

Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Формирование стойких представлений
о букве.
Буква Б
Знакомство с символом звука Б
(Барабан стучит), знакомство с буквой
Б.
Закрепление буквы Б Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Формирование стойких представлений
о букве Б.
Буква Д
Знакомство с символом звука Д (Дятел
стучит по дереву), знакомство с буквой
Д.
Закрепление буквы Д Конструирование буквы Д, игра на
развитие слухового внимания.
Буква Г
Знакомство с символом звука Г (Гусь
гогочет), знакомство с буквой Г.
Закрепление буквы Г. Демонстрация
мультфильма
с
картинками на звук Г. Динамическая
пауза.
Буква Ф
Знакомство с символом звука Ф (ветер
дует), знакомство с буквой Ф.
Закрепление буквы Ф Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Формирование стойких представлений
о букве Ф.

Раскрашивание картинок на букву К.
Заучивание стихотворения про букву К.

Рассматривание картин на букву Б.
Лепка буквы Б.
Разучивание стихотворения про букву М.
Обведение
буквы
по
точкам,
раскрашивание картинки на это букву.
Раскрашивание буквы и картинок на это
букву.
Рассматривание картинок на букву Д.
Разучивание стихотворения про букву Д.
Обведи букву по точкам.
Рассматривание картинок на букву Г.
Аппликация буквы Г.
Разучивание стихотворения про букву Г.
Раскрашивание картинок на букву Г.
Рассматривание картинок на букву Ф.
Лепка буквы Ф.
Динамическая
пауза,
раскрашивание
буквы Ф, обведение буквы Ф по точкам.
Заучивание стихотворения про букву Ф.

Буква В

февраль

Знакомство с символом звука В (Волк
воет), знакомство с буквой В.
Закрепление буквы В Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Буква Х
Знакомство с символом звука Х (греем
ручки), знакомство с буквой Х.
Закрепление буквы Х Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Формирование стойких представлений
о букве Х.
Буква Ы
Знакомство с символом звука Ы
(Мишка плачет), знакомство с буквой
Ы.
Закрепление буквы Ы Развивать артикуляционный аппарат.
«Слушай и повторяй»
Буква С
Знакомство
с
буквой
С,
конструирование буквы С
Закрепление буквы С Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Буква З
Знакомство с символом звука З
(песенка комара), знакомство с буквой
З.
Закрепление буквы З Совершенствование моторики пальцев
рук дошкольников.
Буква Ш
Знакомство с символом звука Ш
(песенка шарика), знакомство с буквой
Ш.

Раскрашивание буквы В.
Рассматривание картинок на букву В.
Разучивание стихотворения про букву В.
Обведи букву В по точкам.
Рассматривание картинок на букву Х.
Аппликация буквы Х.
Закрашивание картинок на букву Х.
Заучивание стихотворения про букву Х.

Лепка буквы Ы.
Рассматривание картинок с буквой Ы.
Заучивание стихотворения про букву Ы.
Раскрашивание буквы.
Лепка буквы С.
Рассматривание картинок на букву С.
Раскрашивание буквы С.
Заучивание стихотворения про букву С.
Лепка буквы З.
Рассматривание картинок на букву З.
Раскрашивание буквы З.
Заучивание стихотворения про букву З.
Рассматривание картинок на букву Ш.
Аппликация буквы Ш.

Закрепление
Ш
Буква Ж

март

буквы Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Знакомство с символом звука Ж
(песенка комара), знакомство с буквой
Ж.
Закрепление буквы Ж Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Буква Э
Знакомство с символом звука Э (Эдик
кричит в лесу), знакомство с буквой Э.
Закрепление буквы Э
Буква Й
Закрепление буквы Й

апрель

Заучивание стихотворения про букву Ш.
Раскрашивание картинок на букву Ш.
Рассматривание картинок на букву Ж.
Раскрашивание буквы Ж.
Заучивание стихотворения про букву Ж.
Обведи букву по точкам.
Рассматривание картинок на букву Э.
Лепка буквы Э..

Развивать мелкую моторику пальцев Заучивание стихотворения про букву Э.
рук.
Раскрашивание картинок на букву Э.
Знакомство с буквой Й,
Рассматривание картинок на букву Й.
конструирование буквы Й.
Аппликация буквы Й.
Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Знакомство с буквой Е,
конструирование буквы Е.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Заучивание стихотворения про букву Й.
Раскрашивание буквы Й.
Буква Е
Рассматривание картинок на букву Е.
Лепка буквы Е.
Закрепление буквы Е
Заучивание стихотворения про букву Е.
Раскрашивание картинок на букву Е.
Буква Ё
Знакомство с буквой Ё,
Рассматривание картинок на букву Ё.
конструирование буквы Ё.
Лепка буквы Ё.
Закрепление буквы Ё Развивать мелкую моторику пальцев Заучивание стихотворения про букву Ё.
рук.
Раскрашивание картинок на букву Ё.
Буква Ю
Знакомство с буквой Ю,
Рассматривание картинок на букву Ю.
конструирование буквы Ю.
Лепка буквы Ю.
Закрепление буквы Развивать мелкую моторику пальцев Заучивание стихотворения про букву Ю.

Ю
Буква Я
Закрепление буквы Я
Буква Ц
Закрепление буквы Ц
Буква Ч

Закрепление буквы Ч
май

Буква Щ

рук.
сформировать представления у детей о
звуке и букве «Я»
Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Знакомство с символом звука Ц (тихо),
знакомство с буквой Ц.
Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Знакомство с символом звука Ч
(Песенка паровозика), знакомство с
буквой Ч.

Раскрашивание буквы Ю.
Рассматривание картинок на букву Я.
Лепка буквы Я
Обведи букву по точкам.
Заучивание стихотворения про букву Я.
Рассматривание картинок на букву Ц.
Раскрашивание буквы Ц.
Обведи букву по точкам.
Заучивание стихотворения про букву Ц.
Рассматривание картинок на букву Ч.
Аппликация буквы Ч.

Развивать мелкую моторику пальцев Заучивание стихотворения про букву Ч.
рук.
Раскрашивание картинок на букву Ч.

Знакомство с символом звука Щ
(песенка щетки), знакомство с буквой
Щ.
Закрепление буквы Развивать мелкую моторику пальцев
Щ
рук.
Буква Л
Знакомство с символом звука Л
(песенка самолета), знакомство с
буквой Л.
Закрепление буквы Л сформировать стойкие представления у
дошкольниках о букве Л.
Буква Р
Знакомство с символом звука Р (тигр
рычит), знакомство с буквой Р.

Рассматривание картинок на букву Щ.
Лепка буквы Щ.
Раскрашивание картинок на букву Щ.
Заучивание стихотворения про букву Щ.
Рассматривание картинок на букву Л.
Аппликация буквы Л.
Заучивание стихотворения про букву Л.
Раскрашивание картинок на букву Л.
Рассматривание картинок на букву Р.
Лепка буквы Р.

Закрепление буквы Р

Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Повторение.
закрепить полученные на протяжении
Закрепление.
всего курса обучения умения и навыки
Обобщающие занятия чтения
Повторение.
закрепить полученные на протяжении
Закрепление.
всего курса обучения умения и навыки
Обобщающие занятия чтения

Заучивание стихотворения про букву Р.
Раскрашивание буквы Р.
Повтор букв без картинок.

Повтор букв без картинок.

Стихотворения про буквы
А
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
У
Буква У в Углу стоит.
У неё Унылый вид.
Видно бУквУ наказали.
А за что? Нам не сказали…
О
Буква-Бублик — это О.
Укатилась далекО.
Ослик, ОблакО, ОкнО
— ЭтО всё на букву О.
И
«И» – иголка, ил, икра,
Иволга, изба, игра,
«И»- игрушка, ирис, ива,
Все слова на «И» красивы.
Т
Буква Т в трубу трубила
- Трех соседей разбудила.
П
На букву П у нас Песок,
И Помидор, и Петушок,
Пузырики, Подарки
И Пони в зооПарке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.04.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(4842) 27-85-84, +7(4842) 27-85-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».