Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение №6 города Калуга
Принята
педагогическим советом
МБДОУ №6
протокол от 30.08.2024г. № 1
Утверждена
Приказом МБДОУ №6
от 30.08.2024г.№ 145/01-16
Рабочая программа
Дополнительного образования «Самый ловкий»
Возраст детей: 5-7 лет
Составила: Григорьева Т.А.,
инструктор по физической культуре
Калуга, 2024 год
Пояснительная записка
Программа
«Самый
ловкий»
физкультурно-спортивной
направленности,
является
адаптированной,
ознакомительной.
Она
разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и
подготовительная группы). В соответствии с положениями Закона «Об
образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, в Программе учтены санитарно-гигиенические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных организаций.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к
ухудшению состояния здоровья детей. Среди многообразных факторов,
влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,
большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность
в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование
организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка
последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов,
регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость
организма к изменяющимся внешним условиям.
Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую
закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает
активность, развивает чувство коллективизма.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного
возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует
ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании,
ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости,
ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную
ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают
рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием,
развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса
и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие.
Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы,
усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без
проблем совершают сложные координированные движения, начинают
логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки
владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить
за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут
способствовать
выработке
таких
психологических
качеств,
как
внимательность, инициативность, целеустремленность.
Особый интерес представляет использование игрового метода и
упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания
детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных
учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании
элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени
способствуют
повышению
уровня
физической
подготовленности,
физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к
занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей
физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития
двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как
жизненной потребности.
С этой целью была разработана программа и конспекты занятий
кружка «Самый ловкий», которые предусматривают разнообразную
деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с
учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях
создаются условия для своевременного и правильного физического и
полноценного психического развития, дается возможность раскрыть
индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.
Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом
физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и
индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.
С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину.
Эти движения нравятся ребенку своей доступностью. Бросать, катать, метать
можно мячи большие и маленькие, резиновые и надувные. Упражнения
выполняются стоя, сидя, лежа и в разных направлениях. Таким образом,
кружок «Самый ловкий» предусматривает разнообразную деятельность
детей, дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка,
выявить и развить его интересы, а также способствует эмоциональной смене
деятельности. После многочисленных упражнений и игр появляется
своеобразное «чувство мяча».
Актуальность.
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о
том, что многие дети испытывают дефицит двигательной активности,
который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме:
снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой
нарушение осанки, координации движений, выносливости, вызывает
задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в
детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому
развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного
возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей
способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности,
согласованности
движений,
совершенствуют
пространственную
ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только
крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев
и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы,
удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в
физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Направления работы:
Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры
в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Цель: Обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения
разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
- Обучать технике игры в волейбол, баскетбол, мини-футбол.
- Познакомить дошкольников с историей возникновения мяча, с
историей игр с мячом.
Воспитывающие:
- Формировать интерес к физическим упражнениям с мячом.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно
поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные
желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных
ситуациях.
- Воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность,
творчество, фантазию.
Развивающие:
- Развивать координацию движений, выносливость, быстроту
ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для
ведения игры.
- Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом:
передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить
индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и
ситуации действий с мячом.
- Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту,
выносливость.
- Развивать координацию движений; ручную умелость.
Формы работы с детьми:
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые
упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по
овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут
служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Срок реализации программы 2 года. Учебный год длится 9
месяцев - с сентября по май.
Количество детей, посещающих кружок, составляет 14 человек в
группе старшего дошкольного возраста и 14 человек в подготовительной к
школе группе. Предполагается проведение по занятия в неделю (в каждой
группе) во вторую половину дня в музыкально-спортивном зале
продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста.
Сентябрь
является адаптационным периодом для детей, посещающих дошкольное
учреждение, и поэтому в это время педагог знакомится с детьми и их
родителями в повседневной обстановке, проводит диагностику, выявляет
детей, желающих посещать занятия.
На занятиях по программе «Самый ловкий» с детьми, а также в
работе с родителями широко используются ИКТ. Использование
компьютера, интерактивной доски и мультимедийной техники в целях
воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его
личности.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по
усвоению программы.
Отличительные
особенности
данной
программы:
систематизирована структура организации занятий; направлена на
всестороннее
развитие
личности
ребенка,
его
неповторимой
индивидуальности.
Материально - техническое обеспечение.
Для реализации программы «Самый ловкий» в детском саду имеется
спортивный зал, с нанесённой на полу разметкой. Оборудование
соответствует требованиям программы.
Спортивный инвентарь:
1. Мячи: - резиновые (малые, средние, большие); - малые
пластмассовые; - массажные резиновые; - баскетбольные; - волейбольные; футбольные.
2. Воздушные шарики.
3. Фитболы.
4. Цветные клубки.
5. Мелкие предметы для развития кисти руки: - мячики для пинг-понга;
- пластмассовые массажные мячики; - мячики для большого теннис.
6. Баскетбольные корзины.
7. Напольные корзины.
8. Шнур для натягивания.
9. Волейбольная сетка.
10. Футбольные ворота.
11. Обручи.
12. Кубики.
13. Кегли.
14. Гимнастические скамейки.
15. Мишени.
Технические средства обучения: - магнитофон; - флеш-карта (музыка
для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации); - флеш-карта
(презентации, видеоролики, мультфильмы).
Работа с родителями:
Достичь высокого физического развития детей, возможно, только при
взаимодействии детского сада и семьи. Родители должны быть уверены в
том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении
педагогических проблем. Педагоги поддерживают контакт с семьей, знают
особенности, привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что
ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим
направлениям:
- Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с
мячом по программе.
- Совместная деятельность детей и родителей, эмоции от игр с мячом.
- Организация фотовыставки «Школа мяча».
Наглядная информация для родителей:
- Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча,
данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для
детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом,
упражнения с мячом и т. д.)
- Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для
дома, улицы, с мячом и т. д.)
- Папка «Физкультура - это здорово» (содержит подвижные игры для
всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
Предполагаемые умения и навыки
Старшая группа
-действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
-играть с мячом, не мешая другим;
-согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать
правила в командных видах (эстафета или поточный метод);
бросать и ловить мяч:
-двумя руками снизу вверх;
-двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
-передача в парах двумя руками снизу;
-передача в парах двумя руками из-за головы;
-передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
-передача в парах двумя руками от груди;
-передача мяча через сетку;
-выбрасывание мяча ногой вперед.
метать мяч:
-с расстояния 2 - 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу,
двумя руками снизу;
-в вертикальную цель с 3-4 м;
-в баскетбольный щит с места;
-в баскетбольный щит с ведением;
-метать набивной мяч;
-с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)
отбивать мяч:
-на месте правой, левой рукой;
-на месте правой с передачей из правой руки в левую;
-правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
-ловить мяч ногой.
Подготовительная
группа
вести мяч:
-с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
-приставным шагом;
-с поворотом, бегом;
-правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
-с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
-ногой в движении;
-с передачей напарнику;
-с дополнительными заданиями.
бросать мяч в кольцо:
-двумя руками из-за головы;
-двумя руками от груди;
-забрасывание с трех шагов;
-после ведения (с фиксацией остановки);
-одной рукой от плеча;
бросать мяч в ворота:
-с ударом по неподвижному мячу;
-с ударом по движущемуся мячу.
-вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);
-перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
-перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
-передача мяча в парах с помощью ног;
Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:
-показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий
и включением в них детей;
-пояснение и показ упражнений;
-повторение упражнения;
-использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения
упражнений;
-творческие задания;
-игровые и соревновательные задания
Организация образовательной деятельности:
На занятиях и вне занятий:
- Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
- Дети должны освоить технику игры в волейбол (пионербол),
баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые
выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру
(стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
- Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в
корзину, подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.
- Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с
ходьбой, прыжками, поворотами.
Предполагаемые
результаты
по
реализации
программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной
активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление
уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя
комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно
высоком уровне.
Список используемых источников
1. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском
саду» [Текст]: Кн.для воспитателей дет.сада./ Э.Й. Адашкявичене.М.:
Просвещение,1992.159с.
2. Ашмарина, Б.А. Теория и методики физического воспитания [Текст]:
учеб. для студентов ффк / Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- с. 176180.
3. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]: Пособие для
воспитателей д/сада / Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.
4. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!» [Текст]: Программа и
технология физического воспитания детей 5-7 лет/Л.Н. Волошина. М.:
АРКТИ, 2004. - 144с.
5. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» издательство НЦ ЭНАС, 2004.
6. Николаева Н.И. Школа мяча [Текст]: учебно-методическое пособие
для
педагогов
и
специалистов
дошкольных
образовательных
учреждений/Н.И. Николаева СПб. «Детство - Пресс», 2008.-96с.
7. Осокина Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для
дошкольников [Текст]: / Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева.- Изд.2-е, доп., М.,
«Просвещение», 1971.-210с.
8. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» «Детство-пресс»,2009.
9. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического
воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
10. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших
дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.